Эксперт: На долю стран БРИКС к 2050 году будет приходиться более 40% мирового ВВП

Интервью старшего научного сотрудника Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Николая Трошина.

Вопрос: В каких вопросах, на Ваш взгляд, страны БРИКС достигли наиболее ощутимых результатов в период председательства России?

Николай Трошин: В настоящее время наибольших успехов страны БРИКС добились в финансовой сфере. Это не только принятие решения о создании первых институтов БРИКС - нового Банка развития и Пула условных валютных резервов, но и согласование единой позиции по вопросам изменения мировой финансовой архитектуры и, в частности, МВФ, а также реформирования системы финансового регулирования в рамках Совета по финансовой стабильности.

Достигнутые позиции должны быть закреплены и усилены, в том числе за счёт скорейшего запуска нового Банка развития, деятельность которого может стать катализатором реализации совместных проектов и в других приоритетных для БРИКС сферах.

Вопрос: Чего мы можем ждать от июльского саммита в Уфе? 

Николай Трошин: На июльском саммите, в случае если все страны успеют ратифицировать соглашение о создании нового Банка развития, должно быть продолжено формирование его руководящих органов и определение приоритетов деятельности. Большое значение также придаётся принятию Стратегии экономического партнёрства БРИКС, в рамках которой наша страна предложила около 30 проектов, представляющих взаимный интерес.

Вопрос: Ряд экспертов утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Согласитесь ли Вы с таким утверждением?

Николай Трошин: На конференции, которая состоялась в РИСИ 2 апреля, был представлен доклад, содержащий прогнозные расчёты, показывающие, что на долю стран БРИКС к 2050 году будет приходиться более 40% мирового ВВП по сравнению с примерно 27% сегодня.

Локомотивом в данном случае выступает Китай, чья экономика уже сейчас занимает первое место, обогнав США по такому показателю, как ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. По размерам номинального ВВП Китай может обогнать США уже в 2017 году.

Вопрос: В этой связи можно ли ожидать попыток давления на страны БРИКС со стороны международных финансовых структур?

Николай Трошин: Пул условных валютных резервов для того и создавался, чтобы страны БРИКС имели возможность получить срочную финансовую помощь в случае «недружелюбного» поведения со стороны международных институтов. Вместе с тем в настоящее время никакого противостояния по этой линии нет, что лишний раз подтверждает наличие привязки возможности использования части средств пула с проведением программы МВФ.

Давление оказывается, но со стороны отдельных стран и прежде всего США, которые пытаются воздействовать на наших партнёров по БРИКС. Одновременно в западной прессе поднимается кампания, призванная показать искусственность объединения БРИКС. Украинский кризис продемонстрировал тщетность этих усилий. Мы высоко ценим позицию, занятую нашими партнёрами по БРИКС в этом вопросе, и их отказ примкнуть к антироссийским санкциям, несмотря на давление со стороны Вашингтона. Встреча лидеров БРИКС на полях саммита «Группы двадцати» в Брисбене (Австралия) наглядно продемонстрировала провал американской политики, направленной на международную изоляцию России.

Вопрос: Расскажите о перспективах сотрудничества стран БРИКС в энергетической сфере.

Николай Трошин: В рамках Стратегии экономического партнёрства БРИКС с инициативой создания Энергетического агентства БРИКС выступила «Роснефть». Также в стратегию вошло предложение о создании условий для осуществления расчётов между странами БРИКС в энергосекторе в национальных валютах.

Кроме того, со стороны России предлагается рассмотреть проект создания в рамках БРИКС резервного банка топлива. Реализация этой инициативы позволит создать аналог стратегическим запасам США и окажет стабилизирующее воздействие на рынок энергоресурсов. В целях дальнейшего сокращения влияния США на мировой рынок можно было бы рассмотреть вопрос формирования самостоятельного механизма ценообразования на энергоносители в рамках БРИКС, например путём запуска параллельных торгов нефтью и газом на биржах этих стран, расчёты по итогам которых осуществлялись бы в национальных валютах.